Скобы грузовые: типы и области применения
При работе с грузами зачастую возникает необходимость в надежной, но при этом быстросъёмной сцепке. Для этих целей традиционно используются такелажные скобы.
Широко применяются для соединения элементов такелажа, где необходимо надежное и быстросъемное крепление, для соединения частей такелажа между собой и соединения такелажных приспособлений к другим частям грузовой оснастки.
Скобы такелажные (серьги, шаклы, скоба для кюбеля, кюбель для перемещения сыпучих грузов) — это повсеместно применяющиеся в работе с грузами приспособления для временной фиксации частей грузозахватных приспособлений. Их популярность обусловлена простотой и устойчивостью конструкции, позволяющей быстро и эффективно соединять между собой подвижные элементы системы.
В зависимости от формы скобы делятся на:
- Омегообразные (закругленная, дугообразная, якорная) — такелажная скоба типа СИ
- Прямые — такелажная скоба типа СА
Скоба омегообразная |
Скоба прямая |
Скобы такелажные (скобы элеваторные) также могут называться как чекель стальной (чекель прямой, чекель омегообразный, чекель буксировочный). Данное название произошло от неправильного произношения английского слова shackle ( [ ʃæk(ə)l] — шакл).
В зависимости от типа соединения скобы бывают:
- с гайкой и шплинтом
- с винтом, вкручивающимся в тело скобы
Скоба с гайкой и шплинтом |
Скоба с винтом |
Скобы с винтовыми штифтами чаще используются для временной фиксации, а с предохранительным контрящим болтом — для долгосрочных или постоянных задач, либо там, где груз может надвигаться на штифт, вызывая его вращение.
Сферы применения такелажных скоб
Скрепление скобами применяется в различных областях: промышленное производство, строительство, сельское хозяйство. Используются для:
- соединения цепей, канатов и тросов;
- крепления перевозимых грузов к транспортной платформе;
- буксировки;
- подъёма грузов.
Классы прочности
В зависимости от назначения и области применения скобы изготавливают различных классов прочности, соответственно из разных марок сталей. Для различных видов такелажных приспособлений используются разные стали, разные классы прочности и различная их маркировка.
Виды покрытий
В вопросе выбора такелажной серьги всегда нужно учитывать ее устойчивость к коррозии. Для защиты от появления ржавчины на скобах применяют два основных вида покрытий:
- оцинковка (горячим или электролитическим способом);
- порошковая окраска (как правило, яркого сигнального цвета).
Кроме того стоит отметить, что почти не подвержены коррозии грузовые скобы, изготовленные из нержавеющей стали. Аустенитные марки стали А2 и А4 считаются наилучшим выбором для шаклов, применяемых на отрытом воздухе в неблагоприятных погодных условиях и в химически- агрессивных средах.
Нагрузка, грузоподъемность
При выборе нужной скобы очень важно учитывать то, на какую максимальную нагрузку она рассчитана. Размер скобы определяется диаметром ее спинки и характеризуется номером, который соответствует допустимому рабочему усилию на скобу. Номер выбивается на нижней части лапки скобы вместе с товарным знаком изготовителя. Компания
Температура использования
При производстве работ с такелажными скобами в условиях экстремальных температур, следует принимать во внимание следующее снижение нагрузки:
Снижение до повышенных температур | |
---|---|
Температура | Новая макс.грузоподъемность |
0 — 200 °С | 100% от начальной грузоподъемности |
200 — 300 °С | 90% от начальной грузоподъемности |
300 — 400 °С | 75% от начальной грузоподъемности |
> 400 °C | Не допускается |
Монтаж и крепление
Штифт должен быть правильно ввинчен в проушину такелажной скобы,
Неправильная посадка штифта может быть
Для каждого конкретного применения нужно выбирать скобу соответствующего ему типа и грузоподъемности, при этом следует учитывать возможные чрезвычайные ситуации и ударные нагрузки.
Такелажная скоба должна поддерживать груз вдоль оси центральной линии корпуса скобы. Следует избегать отклоняющихся нагрузок, неустойчивых грузов, и не прикладывать перегрузок.
Схема крепления
Условия эксплуатации и хранения
Разрешено вводить в эксплуатацию только полностью исправные скобы, не имеющие внешних дефектов. Головка штыря должна быть без перекосов, плотно прилегать к боковой опорной поверхности проушины. У нарезных штырей резьба не должна быть сорвана. Части скоб, подверженные трению, а также нарезки штырей и проушин требуют регулярной смазки. Не допускается использование шаклов с износом более 10% от первоначальной толщины. Хранить скобы нужно в сухом помещении.
Все указанные виды скоб проектирует и изготавливает на заказ