s5_logo-_2.png

Скобы грузовые: типы и области применения

При работе с грузами зачастую возникает необходимость в надежной, но при этом быстросъёмной сцепке. Для этих целей традиционно используются такелажные скобы.

Широко применяются для соединения элементов такелажа, где необходимо надежное и быстросъемное крепление, для соединения частей такелажа между собой и соединения такелажных приспособлений к другим частям грузовой оснастки.

Скобы такелажные (серьги, шаклы) — это повсеместно применяющиеся в работе с грузами приспособления для временной фиксации частей грузозахватных приспособлений. Их популярность обусловлена простотой и устойчивостью конструкции, позволяющей быстро и эффективно соединять между собой подвижные элементы системы. 

В зависимости от формы скобы делятся на:

  • Омегообразные (закругленная, дугообразная, якорная) — такелажная скоба типа СИ 
  • Прямые — такелажная скоба типа СА
 Скоба омегообразная   Скоба прямая
 Скоба омегообразная
 Скоба прямая

Скобы такелажные (скобы элеваторные) также могут называться как чекель стальной (чекель прямой, чекель омегообразный, чекель буксировочный). Данное название произошло от неправильного произношения английского слова shackle ( [ ʃæk(ə)l] — шакл). 

В зависимости от типа соединения скобы бывают:

  • с гайкой и шплинтом
  • с винтом, вкручивающимся в тело скобы
 Скоба с кайкой и шплинтом   Скоба с винтом
 Скоба с гайкой и шплинтом
Скоба с винтом

Скобы с винтовыми штифтами чаще используются для временной фиксации, а с предохранительным контрящим болтом — для долгосрочных или постоянных задач, либо там, где груз может надвигаться на штифт, вызывая его вращение.


Виды скоб: прямые и закругленные


Сферы применения такелажных скоб

Скрепление скобами применяется в различных областях: промышленное производство, строительство, сельское хозяйство. Используются для:

  • соединения цепей, канатов и тросов;
  • крепления перевозимых грузов к транспортной платформе;
  • буксировки;
  • подъёма грузов.

Классы прочности

В зависимости от назначения и области применения скобы изготавливают различных классов прочности, соответственно из разных марок сталей. Для различных видов такелажных приспособлений используются разные стали, разные классы прочности и различная их маркировка.

Виды покрытий

В вопросе выбора такелажной серьги всегда нужно учитывать ее устойчивость к коррозии. Для защиты от появления ржавчины на скобах применяют два основных вида покрытий:

  • оцинковка (горячим или электролитическим способом);
  • порошковая окраска (как правило, яркого сигнального цвета).

Кроме того стоит отметить, что почти не подвержены коррозии грузовые скобы, изготовленные из нержавеющей стали. Аустенитные марки стали А2 и А4 считаются наилучшим выбором для шаклов, применяемых на отрытом воздухе в неблагоприятных погодных условиях и в химически- агрессивных средах.

Нагрузка, грузоподъемность

При выборе нужной скобы очень важно учитывать то, на какую максимальную нагрузку она рассчитана. Размер скобы определяется диаметром ее спинки и характеризуется номером, который соответствует допустимому рабочему усилию на скобу. Номер выбивается на нижней части лапки скобы вместе с товарным знаком изготовителя. Компания «ГПО-Снаб» поставляет широкий ассортимент шаклов грузоподъемностью от 100 килограмм до 2 000 тонн.

Температура использования

При производстве работ с такелажными скобами в условиях экстремальных температур, следует принимать во внимание следующее снижение нагрузки:

Снижение до повышенных температур
Температура Новая макс.грузоподъемность
0 — 200 °С  100% от начальной грузоподъемности
200 — 300 °С  90% от начальной грузоподъемности
300 — 400 °С  75% от начальной грузоподъемности
> 400 °C  Не допускается

Монтаж и крепление

Штифт должен быть правильно ввинчен в проушину такелажной скобы, т. е. завернут до отказа рукой, после чего дополнительно зажат ключом или другим подходящим инструментом таким образом, чтобы заплечик штифта полностью прилегал к проушине. Удостовериться, что штифт нужной длины и полностью заходит на глубину резьбового отверстия, позволяя заплечику сесть на поверхность проушины.

Неправильная посадка штифта может быть из-за погнутости штифта, слишком тугой резьбы или несоосности отверстий. При таких обстоятельствах пользоваться такелажной скобой нельзя. Заменять штифт нужно штифтом того же размера, вида и исполнения, так как другой может не подойти к прикладываемой нагрузке.

Для каждого конкретного применения нужно выбирать скобу соответствующего ему типа и грузоподъемности, при этом следует учитывать возможные чрезвычайные ситуации и ударные нагрузки.

Такелажная скоба должна поддерживать груз вдоль оси центральной линии корпуса скобы. Следует избегать отклоняющихся нагрузок, неустойчивых грузов, и не прикладывать перегрузок.

Схемы крепления грузовых скоб

Схема крепления

Условия эксплуатации и хранения

Разрешено вводить в эксплуатацию только полностью исправные скобы, не имеющие внешних дефектов. Головка штыря должна быть без перекосов, плотно прилегать к боковой опорной поверхности проушины. У нарезных штырей резьба не должна быть сорвана. Части скоб, подверженные трению, а также нарезки штырей и проушин требуют регулярной смазки. Не допускается использование шаклов с износом более 10% от первоначальной толщины. Хранить скобы нужно в сухом помещении.

Все указанные виды скоб проектирует и изготавливает на заказ «ГПО-Снаб». Подобрать и заказать такелажные скобы вы можете в нашем каталоге.

30.03.2018

Возврат к списку